ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского»на 2016-2020 годы

 

1.     Программа воспитательной работы учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского» на 2016-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об  образовании,  Концепцией  непрерывного  воспитания  детей  и учащейся  молодежи  и  основана  на  идеях  гуманистического, аксиологического,  системного,  компетентностного,  деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.

2.     В  Программе  используются  основные  термины  и  их определения  в  значениях,  установленных  Кодексом  Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

3.     Содержание  воспитания  основывается  на  идеологии белорусского  государства,  на  общечеловеческих,  гуманистических ценностях,  культурных  и  духовных  традициях  белорусского  народа, отражает интересы личности, общества и государства. 

4.     Назначение  воспитания  состоит  в  обеспечении  успешной социализации  личности  в  современном  обществе,  подготовке  к самостоятельной  жизни,  продуктивной  трудовой  и  профессиональной деятельности  в  процессе  допрофильной  подготовки  и  профильного обучения обучающихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию,  самосовершенствованию  конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

5.     В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

  

Задачами воспитания являются:

  • формирование  гражданских  и  патриотических  качеств  и национального  самосознания  детей  и  учащейся  молодежи  на  основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование  нравственной,  эстетической  и  экологической культуры;
  • овладение  знаниями,  ценностями  и  навыками  здорового  образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание  условий  для  формирования  предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности. 
  1. Основными направлениями воспитания учащихся являются:
  • идеологическое  воспитание,  которое  определяется  приоритетами развития  белорусского  общества  и  направлено  на  формирование целостной,  нравственно  зрелой,  политически  грамотной,  активно участвующей  в  социальной  жизни общества  личности; 
  • обеспечивает формирование  знания  основ  идеологии  белорусского  государства, привитие  подрастающему поколению  основополагающих  ценностей, идей,  убеждений,  отражающих  сущность  белорусской государственности;
  • гражданское  и  патриотическое  воспитание,  направленное  на формирование активной гражданской позиции патриотизма, правовой, политической и  информационной культуры;
  • духовно-нравственное воспитание, направленно на приобщение к общечеловеческим  и  национальным  ценностям,  формирование нравственной культуры;
  • поликультурное  воспитание,  направленное  на  формирование толерантного  отношения  к  представителям  других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;
  • экономическое  воспитание,  направленное  на  формирование экономической культуры личности;
  • эстетическое  воспитание,  направленное  на  формирование эстетической культуры, развитие чувства прекрасного;
  • воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;
  • воспитание  культуры  здорового  образа  жизни,  направленное  на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
  • воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности;
  • воспитание  культуры  безопасной  жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного  отношения  к  семье,  браку, воспитанию  детей;
  • осознанных  представлений  о  роли  и  жизненном  предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;
  • трудовое  и  профессиональное  воспитание,  направленное  на понимание  труда  как  личностной  и  социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
  • воспитание  культуры  быта  и  досуга,  направленное  на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному  окружению,  умения  целесообразно  и  эффективно использовать свободное время.
  1. Цель Программы:

Создание  условий  (научно - методических,  организационных,  кадровых,  информационных)  для формирования гражданских  качеств  и  патриотических  чувств обучающихся,  развития  социально  зрелой,  творческой  личности, усвоения  обучающимися  гуманистических  ценностей,  идеологии белорусского  государства,  культурных  и  духовных  традиций белорусского народа.

  1. Задачи Программы:
  • содействие повышению статуса воспитания в системе образования;
  • определение содержания основных направлений воспитания;
  • ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся.
  1. Программа  предоставляет  субъектам  образовательного процесса  возможность  выбора  форм  и  методов  организации воспитательной  работы,  предполагает  творческий  подход педагогических  работников  к  ее  реализации  с  учетом  интересов, потребностей,  индивидуальных  особенностей  обучающихся  и  их законных представителей.
  2. Финансирование  Программы  осуществляется  в  пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами на данные  цели,  а  также  иных  источников,  не  запрещенных законодательством.
  3. В  ходе  реализации  Программы    ожидаются  следующие результаты:

успешная социализация личности в современном обществе;

сформированность  гражданской  и  правовой  культуры, гражданского  и  национального  самосознания,  проявление  социальной активности  обучающихся  в  процессе  идеологического  воспитания, деятельности  органов  ученического  и  студенческого  самоуправления, детских и молодежных общественных объединений;

сформированность  информационной  и  политической  культуры, умений применять передовые достижения в области информационных технологий,  средств  информатизации,  создавать  информационный продукт;

обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому,  интеллектуальному,  психическому,  духовному  и социальному развитию детей и учащейся молодежи;

приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям;

сформированность  поликультурной  компетентности,  умений противостоять политическому и религиозному экстремизму;

сформированность  умений  и  навыков  деловой  активности молодежи,  создание  условий  для  актуализации  предприимчивости, инициативы,  обеспечение  оптимальных  условий  для профессионального  самоопределения  и  обучения,  повышения  ее конкурентоспособности на рынке труда;

овладение  знаниями,  ценностями  и  навыками  здорового  образа жизни,  обеспечение  эффективной  системы  предупреждения противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей в  молодежной среде; увеличение количества молодых людей, постоянно занимающихся физкультурой и спортом;

сформированность  у  обучающихся  экологической  культуры, усвоение  знаний  о  природных  объектах,  процессах  и  явлениях,  их взаимообусловленности; 

сформированность  профессиональной  культуры  личности, понимания  пользы  труда,  потребности  в  трудовой  деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, выработка качеств  трудолюбия,  ответственности,  самостоятельности,  развитие  у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной  активности  как  условия  социальной  и  личностной успешности;

сформированность  психологической  культуры  личности, гуманистических  отношений  между  субъектами  образовательного взаимодействия,  развитие  всех  сфер  личности,  стимулирование процессов  самопознания  и  самосовершенствования,  стремления  к самореализации;

сформированность семейных ценностей, эффективная подготовка обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;

приобщение  обучающихся  к  отечественной  и  мировой художественной культуре, развитие эстетического отношения к природе и  искусству,  развитие  эмоциональной  сферы  личности,  реализация творческого  потенциала  детей  и  учащейся  молодежи,  обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды социально значимой деятельности;

осознание  детьми  и  учащейся  молодежью  значимости  культуры быта  в  собственной  жизни  и  жизни  окружающих  людей,  воспитание человека-хозяина,  способного  успешно  справляться  с  бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности;

формирование  ответственной,  конкурентноспособной  личности, готовой  к  жизни  в  обществе,  эффективной  трудовой  и профессиональной  деятельности,  принятию  осмысленных  решений, развитию и процветанию Республики Беларусь.

 

Направления деятельности воспитательного процесса:

 

  1. Идеологическое воспитание

ЦЕЛЬ:

Формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.

 

  1. Идеологического воспитания включает формирование мировоззрения как системы взглядов на окружающий мир, общество, других людей и самого себя; формирование целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, когда обучающийся проявляет себя не только как объект, но и как субъект государственной идеологии.

Условия идеологического воспитания:

Идеологическое воспитание осуществляется в ходе образовательного процесса, затрагивает повседневную внеучебную и досуговую деятельность.

Профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогических работников.

Последовательное усвоение обучающимися основ научных знаний, прежде всего с предметами социально-гуманитарного блока илисоциально-гуманитарных дисциплин, является предпосылкой присвоения ими гуманистических ценностей, формирования научного мировоззрения, волевых качеств, культуры поведения и деятельности.

Поэтапное становление идеологической убежденности личности, включающее овладение знаниями, принятие и формирование ценностей и убеждений, сознательное участие в общественно-значимой деятельности белорусского общества и государства.

  1. Воспитательная работа по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального опыта, накопленного обществом, и предполагает усвоение политических знаний, формирование ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, умение делать выбор и нести за него ответственность.

Условия формирования политической культуры личности:

ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте идеологии белорусского государства;

изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран;

формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму;

разнообразие организационных форм воспитания;

вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность; педагогическая поддержка социальных инициатив.

Ожидаемый результат:

Систематизация знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти. Усвоение основ политической культуры. Выработка способности противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций.

  1. Формирование информационной культуры направлено на выработку самостоятельного, критического восприятия информации, умений пользоваться информационными ресурсами, критически воспринимать, оценивать информацию, анализировать ее, выделять главное, превращать полученную информацию в собственное знание, проявлять инициативу, находить решение проблем.

Условия формирования информационной культуры:

создание в колледже информационно-образовательной среды, направленной на формирование системно-информационной картины мира и информационной компетентности обучающихся;

наличие и совершенствование в колледже необходимой информационно-технической базы;

наличие у педагогических работников и обучающихся знаний в области современных информационно-коммуникационных технологий;

использование в воспитательном процессе ресурсов «медиаобразования» (СМИ: прессы, радио, телевидения, Интернет);

системность, качественный отбор информации и адресность информационного воздействия;

стимулирование активности и проявление творческой инициативы обучающихся в практической деятельности;

систематическую рефлексивную оценку убучающимися результатов своей деятельности;

обеспечение информационной безопасности участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

Овладение навыками работы с информацией в профессиональном аспекте. Участие в создании и работе средств информации колледжа. Умение противостоять негативным социально-психологическим воздействиям при работе с информацией.

 

 

  1. ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры.

 

  1. Воспитание по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности. Работа, направленная на воспитание социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.

Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:

осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;

формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; формирование нравственной, правовой и политической культуры;

повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;

пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;

неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;

развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического  самоуправления;

более полная реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Ожидаемый результат:

Формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Участие в общественной жизни колледжа. Осознание социальной действительности и своего положения в обществе.

 

  1. Воспитательная работа по формированию правовой культуры личности направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Формирование адекватной самооценки личности обучающегося и поведения, которое проявляется в реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, в готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

Условия воспитания правовой культуры личности:

совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся, в том числе посредством действенной системы ученического самоуправления;

организация правового просвещения педагогических работников, обучающихся и их законных представителей; профилактика противоправных действий;

создание в колледже атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности;

использование разнообразного содержания, методов, приемов и средств правового воспитания;

контроль за соблюдением прав и обязанностей обучающихся;

взаимодействие с другими учреждениями образования, семьей, органами управления образования, органами государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями, другими заинтересованными в правовом воспитании обучающихся.

 

 

 

  1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры.

 

  1. Духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям; долга и др.), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.).

Условия духовно-нравственного воспитания:

духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся;

нравственно благоприятная среда в колледже, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;

накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся;

педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;

реализация духовно-нравственного потенциала личности во всех видах деятельности;

опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций.

Ожидаемый результат:

Освоение системы нравственных ценностей – труд, творчество, любовь, милосердие, ответственное отношение к себе и другим – и образцов нравственного поведения.

 

 

 

 

  1. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.; формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму.

 

  1. Поликультурное воспитание включает усвоение многоплановых ценностей и традиций, подготовку к межкультурному взаимодействию. Поликультурное воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов.

Условия поликультурного воспитания:

организация в колледже воспитательной среды, благоприятной поликультурной атмосферы, способствующей налаживанию межкультурного диалога;

знание педагогическими работникамисовременной национальной и конфессиональной ситуации, современных молодежных субкультур; формирование у педагогических работников установки на позитивную обратную связь с обучающимися, независимо от их культурной принадлежности;

освоение педагогическими работниками технологий формирования навыков конструктивного взаимодействия, включающих такие формы и методы работы как диалог, дискуссия, моделирование, социальное проектирование, ролевые игры и др.;

организация исследовательской и проектной деятельности в области поликультурного воспитания; вовлечение обучающихся в обсуждение особенностей культурной самоидентификации, причин межкультурных конфликтов.

Ожидаемый результат:

Формирование национального самосознания. Дальнейшее развитие ценностных ориентаций на формирование культуры межнационального и межконфессионального общения. Организация межкультурного взаимодействия.

 

 

  1. Экономическое воспитание

ЦЕЛЬ:

Формирование экономической культуры личности.

 

Экономическое воспитание реализуется посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи к социально значимой деятельности через создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, старт-ап центров и т.д. Стимулирующую роль в реализации содержания экономического воспитания призваны играть соревновательные мероприятия: конкурсы, фестивали, старт-апы, форумы и т.д.

Условия экономического воспитания:

формирование потребности в экономических знаниях и деятельности,

развитие экономически значимых качеств личности;

содействие позитивным молодежным инициативам в инновационной деятельности и предпринимательстве;

создание нормативной базы, обеспечивающей регламентацию деятельности учебных структур молодежного предпринимательства.

Ожидаемый результат:

Формирование представлений об экономике как цельной взаимосвязанной системе, побуждающих обучающихся к поиску своего места на современном рынке труда, возможности максимально реализовать свои способности и собственные силы. Раскрытие места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве, внешнеэкономической стратегии белорусского государства. Освоение знаний, умений и способов ведения социально ответственной предпринимательской деятельности.

 

  1. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

ЦЕЛЬ:

Формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни, формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование.

 

  1. Воспитательной работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыков действий в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятие нарушений правил безопасности жизнедеятельности, формирование знаний в области безопасности жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Условия воспитания культуры безопасности жизнедеятельности:

обеспечение организации безопасности жизнедеятельности обучающихся;

организация межведомственного сотрудничества на республиканском, региональном и местном уровнях;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

практическая деятельность обучающихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Ожидаемый результат:

Систематизация знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Освоение основ использования технических средств противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения, навыков правильных действий в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Профориентация обучающихся на специальности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Воспитание культуры здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям физической культурой и  спортом; формирование культуры питания, труда и отдыха; формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения в целом и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий (в том числе спайсов, электронных сигарет) и наркотических веществ в частности.

Условия воспитания культуры здорового образа жизни:

сотрудничество с другими учреждениями образования, с семьей, учреждениями, подведомственными Министерствам здравоохранения, спорта и туризма Республики Беларусь, другими заинтересованными;

формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда. Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни;

внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формирование антинаркотического барьера через систему профилактических занятий, включающих организацию социальной среды (свободного от психоактивных веществ образовательного и воспитательного пространства), информирование, активизацию личностных ресурсов обучающихся, организацию деятельности, альтернативной зависимому поведению; формирование самосохранительного поведения и стиля жизни молодежи;

систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;

организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.

Ожидаемый результат:

Осознание важности сохранения физического и психического здоровья для полноценной и качественной жизни. Формирование положительных установок на здоровый образ жизни. Совершенствование физических умений и навыков. Профессиональный выбор в сфере физической культуры и спорта. Умение сохранять здоровье в процессе профессиональной деятельности. Формирование антинаркотического барьера как системы ориентаций на высокие ценностно-смысловые и нравственно-духовные ценности жизни; развитие умений и навыков снятия страхов, симптомов тревожности, неуверенности и зависимости, овладения самоанализом и самоуправлением.

 

 

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Формирование экологической культуры личности.

 

Экологическое воспитания включает усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности; приобщение к ценностям экологического характера.

Условия экологического воспитания:

сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;

практическая деятельность обучающихся по охране природы;

взаимодействие колледжа с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.

Ожидаемый результат:

Систематизация знаний об экологических проблемах общества. Дальнейшее развитие ценностных ориентаций, определяющих отношение к природе. Реализация экологических знаний в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке.

 

  1. ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов.

 

  1. Трудовое воспитание включает формирование профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, ознакомление с возможностями личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности рабочих и специалистов.

Условия трудового воспитания:

оптимальное сочетание различных видов трудовой деятельностиобучающегося (в семье, социуме, колледже, на производстве);

развитие трудовой активности в процессе организации общественно полезного труда;

сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм трудовой деятельности;

обеспечение соответствия содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

развитие творческого подхода к профессиональной деятельности;

взаимодействие с другими учреждениями образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы.

Ожидаемый результат:

Профессиональное самоопределение. Формирование профессиональных трудовых умений. Развитие мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.

  1. Воспитательная работа по формированию культуры умственного труда личности направлено на воспитание таких базовых компонентов, как потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления как деятельности.
  2. Воспитательная работа по формированию культуры умственного труда личности направлено на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствование; самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления.

Условия воспитания культуры умственного труда личности:

непрерывный характер учебной деятельности;

создание обучающимися интеллектуального продукта;

педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации;

развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Ожидаемый результат:

Возрастание роли самообразования и самовоспитания; развитие интеллектуальной культуры личности в процессе профессиональной деятельности. Включение в проектно-исследовательскую деятельность. Развитие у обучающихся способности к профессиональному самосовершенствованию.

  1.  Профессиональное становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетенцийобучающихся в процессе учебной и профессиональной деятельности.
  2. Профессиональное становление личности направлено на самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и потребностям общества, и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие и др.); формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.

Условия профессионального становления личности:

направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания;

профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.);

создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся;

дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся учреждений образования с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями;

популяризация профессиональных достижений обучающихся;

развитие информационного обеспечения профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Ожидаемый результат:

Начальная профессиональная подготовка. Профессиональные пробы. Формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений и перспектив. Адаптация к учебно-профессиональной среде. Формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры. Осознание значимости избранной профессии, воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства.

 

 

 

 

 

 

  1. ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

ЦЕЛЬ:

Развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; стремления к самореализации.

 

  1. Воспитание по формированию психологической культуры личности направлено на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации.

 Условия воспитания психологической культуры личности:

создание гуманной воспитывающей среды и образовательного пространства, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и эмоционально- ценностной сферы личности;

эффективное психологическое сопровождение и освоение социально-психологических компетенций в образовательном процессе, формирование индивидуально-психологических качеств личности;

психологическое просвещение и диагностика, способствующие самопознанию и саморазвитию;

скоординированное взаимодействие организаторов образовательного процесса, содействующее личностному, социальному и профессиональному развитию и саморазвитию обучающихся.

Ожидаемый результат:

Освоение базовых компонентов психологической культуры, профессиональная ориентация с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и требований профессии, понимание обучающимися временной перспективы, построение жизненных и профессиональных планов, развитие социальной компетентности, становление нравственного самосознания, формирование профессионально-психологической культуры и культуры труда.

  1. Психологическое сопровождение по формированию потребности в развитии и саморазвитии личности заключается в формировании у обучающихся навыков самоисследования, разработке программ проектирования своего будущего, развитии способности к самоактуализации и личностному росту.

Условия воспитания потребности в развитии и саморазвитии:

фасилитация стремлений ребенка, ориентированных на саморазвитие, стимулирование личности к освоению изменяющейся действительности и собственному развитию;

переход от педагогического проектирования личности ребенка к самопроектированию;

самооценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, усложненным действиям и поступкам;

участие обучающихся в волонтерской и иной социально значимой деятельности;

расширение представлений о себе, формирование адекватной оценки себя и других;

проектирование целей и средств достижения желаемого будущего.

Ожидаемый результат:

Развитие представлений о себе и других людях, формирование потребности оценить личностный потенциал, отношения к своим сильным и слабым сторонам, способности к саморегуляции эмоциональной, волевой, поведенческой, коммуникативной сферы. Расширение системы ценностей. Проявление интереса к другим. Развитие способности изменять собственное жизненное пространство и управлять им в соответствии с поставленными целями. Профессиональное и личностное самоопределение. Реализация в профессиональной, социальной сферах. Развитие самосознания и открытие своего внутреннего мира.

 

  1. СЕМЕЙНОЕ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе.

 

  1. Семейное воспитание включает знания о правовых основах брачно-семейных отношений, об основных функциях и закономерностях развития современной семьи, ролевом поведении в семье, особенностях воспитания детей; навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях, взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями); проявление уважения и заботы о близких и старшем поколении; изучение своей родословной.

Условия семейного воспитания:

признание непреходящей ценности семьи для человека от рождения до смерти;

формирование позиции ответственного родительства и супружества;

организация подготовки обучающихся к семейной жизни в условиях колледжа: реализация учебных программ факультативных занятий, проведение совместных мероприятий колледжа с семьей;

социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи;

популяризация идеи многодетной семьи как общественно признанного и одобряемого института современного общества;

интеграция усилий семьи, колледжа и других субъектов образовательного пространства для формирования в обществе положительного отношения к институту семьи.

Ожидаемый результат:

Ценностное отношение к институту брака и семьи. Знания о важнейших сторонах жизни современной семьи, закономерностях её создания и развития. Окончательное формирование представлений о добрачных отношениях, супружеской верности и ответственности, обязанностях по воспитанию детей. Понимание сути ответственного родительства и супружества. Проявление уважительного и бережного отношения к членам семьи старшего поколения.

  1. Гендерное воспитание заключается в создании у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; усвоении знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»; формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству; недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

Условия гендерного воспитания личности:

интеграция усилий семьи, работников системы образования, здравоохранения и других заинтересованных в формировании гендерной культуры обучающихся;

повышение уровня гендерной культуры педагогических работников и родителей или законных представителей обучающихся, ориентация на гуманистические методы педагогического взаимодействия;

создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни детям из неполных семей, детям-сиротам.

Ожидаемый результат:

Выстраивание собственного гендерного профиля личности, критическое отношение к гендерным стереотипам и проявлениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола.

 

 

 

 

  1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного.

 

Эстетическое воспитание включает усвоение искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи.

Условия эстетического воспитания:

реализация эстетических потребностей личности в эстетизации среды жизнедеятельности;

соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания;

эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства личности, культура выражения чувств;

формирование ценностного отношения к художественному творчеству, традициям своей страны; стремления к их освоению и сохранению.

Ожидаемый результат:

Формирование эстетического компонента мировоззрения; развитие эмоционально-чувственной сферы, навыков восприятия эстетики бытия на осознанном уровне; формирование умения дать эстетическую оценку личностным проявлениям, произведениям искусства. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности.

 

  1. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА И ДОСУГА

ЦЕЛЬ:

Формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

  1. Воспитательная работа по формированию культуры быта направлено на осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.

Условия воспитания культуры быта:

организация воспитательной среды, способствующей формированию культуры быта;

подготовка обучающихся в колледже к занятиям бытовым трудом;

максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности, способствующей формированию культуры быта с учетом их интересов, способностей и потребностей;

интеграция усилий семьи и колледжа по формированию культуры быта детей и учащейся молодежи.

Ожидаемый результат:

Выработка комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих рационально вести домашнее хозяйство, самостоятельно планировать семейный бюджет, ответственно выполнять и распределять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности, ухаживать за маленькими детьми, больными, престарелыми родственниками, эстетически, комфортно и удобно организовать быт, качественно выполнять минимум ремонтных работ, необходимых в быту.

  1. Воспитательная работа по формированию культуры досуга направлено на обогащение духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности, наиболее полное развитие ее способностей и талантов, приобщение к культурным ценностям, творческую самореализацию, сохранение и укрепление здоровья.

Условия воспитания культуры досуга:

воспитательная направленность культурных мероприятий, формирование позитивной досуговой среды;

совершенствование организационных форм досуга, создание условий для творческого развития обучающихся в свободное время;

максимальное вовлечение обучающихся в различные виды досуговой деятельности с учетом их потребностей, интересов, способностей; развитие форм семейного досуга;

создание условий для формирования и развития самостоятельности, инициативы обучающихся в сфере досуга;

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, волонтерского движения;

совершенствование материально-технической базы и развитие инфраструктуры досуга.

Ожидаемый результат:

 

Выработка индивидуального стиля досуга, приобретение опыта организации свободного времени, формирование ответственного отношения к выбору содержания и форм проведения свободного времени, непринятия проявлений асоциального досуга.