-->
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методические рекомендации

Цели и типы учебных занятий производственного обучения

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых – передача опыта от одного поколения к другому и формирование личности рабочего, обладающей нравственными и профессиональными качествами, которые позволят развить профессиональную компетентность.

Главная цель учебных занятий производственного обучения – формирование умений и навыков профессиональной деятельности на основе тех понятий, которые сформированы на занятиях теоретического обучения.

При подготовке к учебному занятию формулирование целей является основополагающей. Педагог должен знать, зачем проводит учебное занятие.

Мастер производственного обучения формулирует следующие цели учебного занятия:

- обучающая – формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности в соответствии с требованиями учебной программы; цель должна быть посильной, доступной, достижимой до конца учебного занятия, быть диагностичной, умения должны быть сформированы в соответствии со степенью профессиональной самостоятельности – начальная, ученическая не самостоятельная, .ученическая самостоятельная, профессиональная творческая. Необходимо учитывать уровень сформированности знаний, умений, навыков (ЗУН) – уровень ознакомления, уровень понимания, уровень применения, уровень творчества.

- воспитательная (формирование взглядов, убеждений, качеств личности). К воспитательным целям могут быть отнесены: воспитание профессиональной самостоятельности, ответственности за результаты выполняемой работы, терпения, аккуратности, настойчивости, требовательности, формирование умений работать в коллективе (сотрудничество), воспитание экологического мышления и др.

- развивающая – развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, трудовой сноровки, глазомера, скоростных навыков. Необходимо иметь в виду, что личность, в психологическом плане характеризуется взаимодействием четырёх основных сфер – интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной. Планирую развивающее влияние производственного обучения, следует учитывать и развитие этих сфер (технического и пространственного мышления, интересов, потребностей, и т.д.)

- методическая ( опытная проверка разработанных мастером п/о новых дидактических средств, новых сочетаний методов и примеров обучения, интерактивных форм организации учебно-производственной деятельности)

         В процессе разработки плана учебного занятия цели должны быть конкретизированы и сформулированы с местом (номером) занятия в учебной программе и с учетом требуемого уровня усвоения учебного материала. Необходимо учитывать характер, вид и сложность учебно-производственных работ, выполняемых на учебном занятии.

Обучающие цели учебных занятий

Типы учебных занятий

  1.Формирование начальных представлений о содержании будущей     профессиональной деятельности.

 2. Ознакомление с правилами поведения в мастерской, на производственном     предприятии, на рабочем месте.

Вводное занятие

 1.Формирование первоначальных профессиональных умений.

 2.Отработка и совершенствование профессиональных умений

 Учебное занятие по освоению и отработке   трудовых приемов и операций

 1.Формирование и отработка умений выполнять типичные (в соответствии с учебной программой производственного обучения) работы комплексного характера

 2.Совершенствование (развитие) профессиональных умений.

 Учебное занятие по выполнению   комплексных работ

 1.Проверка качества и уровня освоения учащимися профессиональных знаний,   умений и навыков в соответствии с учебной программой (по теме учебной   программы, по разделу, за полугодие).

 2.Обобщение и систематизация профессиональных знаний, умений и навыков.

 Контрольно-проверочное учебное занятие

Положение о кураторе учебной группы

1.Куратор учебной группы учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее - куратор), назначается приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников на период обучения учащихся в учреждении образования.
2. В своей работе куратор руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016- 2020 гг., постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от 5 августа 2011г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования», государственными программами, планами, комплексами мер по различным направлениям воспитательной работы, уставом колледжа, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.
3. Работу куратора по осуществлению воспитательного процесса в учебной группе координирует заместитель директора по учебно-воспитательной и идеологической работе.
4. Методическое обеспечение деятельности куратора на уровне учреждения профессионального образования осуществляет методическое объединение кураторов колледжа.
5. Куратор в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействует с педагогическими работниками, законными представителями обучающихся, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, работниками правоохранительных органов, другими заинтересованными.
6. Основными требованиями к работе куратора являются профессиональная компетентность, готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, психологическая культура, ответственность и коммуникабельность.
7. Организационно-воспитательная работа, проводимая куратором в учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ:
- индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, культурно-массовая работа, организация мероприятий идеологической, гражданской, патриотической, духовно-нравственной направленности, поликультурное, экономическое, эстетическое воспитание, воспитание психологической культуры и культуры здорового образа жизни, формирование самосохранительного поведения учащихся, воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, семейное и гендерное воспитание, реализация совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы социально-педагогической поддержки психологической помощи обучающимся, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения учащихся, взаимодействие с законными представителями по вопросам воспитания и обучения.
8. Куратор обязан:
8.1. изучать и анализировать качество воспитания в учебной группе, индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося (на основе методических рекомендаций по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогическими работниками в учреждениях профессионального образования, утвержденных 12 марта 2019 г.) с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
8.2. осуществлять в учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
8.3. проводить еженедельно информационные часы с использованием современных интерактивных форм и методов работы, с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны, региона по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
8.4. проводить еженедельно кураторский час по запланированной тематике, в том числе, не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, соблюдения правил внутреннего распорядка, предупреждения случаев противоправного поведения, необходимости соблюдения требований техники безопасности в учебный и внеучебный период, результатам учебной деятельности (практики) учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы учреждения образования;
8.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий учащимися, постоянно информировать законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания обучающихся;
8.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
8.7. способствовать созданию в учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;
8.8. изучать особенности семейного воспитания учащихся, выявлять учащихся, находящихся в неблагополучной жизненной ситуации, информировать администрацию о наличии признаков социально опасного положения в отношении несовершеннолетних учащихся, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
8.9. информировать администрацию о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних учащихся, а также о случаях противоправного поведения учащихся;
8.10. осуществлять постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период обучения и в течение 2 лет после выпуска;
8.11. обеспечивать конфиденциальность при работе с информацией, полученной в ходе оказания психологической помощи;
8.12. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», другим молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь
8.13. развивать традиции учреждения образования, учебной группы, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;
8.14. содействовать вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
8.15. осуществлять организацию воспитательного процесса в учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления учащихся во внеучебное время и каникулярный период;
8.16. способствовать формированию сплоченного коллектива учебной группы, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому учащемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
8.17. содействовать созданию благоприятного климата в общежитии учреждения образования, воспитанию культуры быта и взаимодействия учащихся, проживающих в общежитии;
8.18 содействовать организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;
8.19. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни учащихся;
8.20. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
9. Куратор имеет право:
9.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности, воспитательные технологии в учебной группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций учащихся;
9.2. вести педагогические наблюдения за учащимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования и общежитии), изучать условия проживания и семейного воспитания;
9.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета колледжа, педагогического совета и методического объединения кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса, планированию и реализации воспитательной работы;
9.4. вносить предложения по поощрению учащихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению учащихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;
9.5. рекомендовать кандидатуры учащихся в органы ученического самоуправления, актив общественных объединений;
9.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности учащихся учебной группы;
9.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, методического объединения кураторов, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания, участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам реализации идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
9.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
10. Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе непосредственно координирует и направляет деятельность кураторов, обеспечивает оказание им организационной и методической помощи, а также осуществляет контроль за качеством организации воспитательного процесса в учебной группе.
11. Куратор планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей учебной группы, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год, на основании анализа качества воспитания в учебной группе за предыдущий учебный год (за исключением групп 1 - го курса). Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы учебной группы на месяц по различным направлениям воспитания учащихся.
12. Содержание работы куратора отражается в плане работы и журнале куратора учебной группы, в результатах их педагогических исследований, учебно-методических материалах, иных формах отчетности.
13. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы ежемесячно отражается куратором в журнале куратора учебной группы (отчет о выполнении плана идеологической и воспитательной работы).
14. Итоги работы за учебный год куратор отражает в годовом отчете
15. Куратор участвуют в работе методического объединения кураторов учреждения образования, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы кураторов.

Директор Минского государственного ПТК строителей им. В.Г. Каменского В.Г. Мисевец
Председатель профсоюзного комитета МГПТК строителей им. В.Г. Каменского В.Н. Герасимов

Функциональные обязанности куратора учебной группы

1.На должность куратора учебной группы назначается лицо из числа штатных преподавателей учреждения образования по предложению заместителя директора по воспитательной работе по согласованию с заведующими отделениями на весь период обучения группы. Куратор назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения образования в порядке, оговоренном Кодексом Республики Беларусь об образовании, Уставом колледжа, контрактом.
2.В своей работе куратор руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг., постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от 5 августа 2011г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования», государственными программами, планами, комплексами мер по различным направлениям воспитательной работы, уставом учреждения образования, а также иными законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Положением.
3.Куратор в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, заведующими отделениями, педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, органами самоуправления учащихся, председателем методического объединения кураторов, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности учащихся своей учебной группы.
4.Основными требованиями к работе куратора учебной группы являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
5.Основными принципами работы куратора являются личностно- ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности учащегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие самоуправления обучающихся, доброжелательность в отношении с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
6.Работа куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности обучающихся, коллектива учебной группы, определена планом работы и рекомендациями методического объединения кураторов, приказами и распоряжениями руководителя учреждения образования.
7.Организационно-воспитательная работа в колледже осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы учреждения образования и учебной группы. Она включает следующие виды работ: индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их законными представителями. Выполнение данной работы оформляется в журнале куратора соответствующими записями.
8.Учет организационно-воспитательной работы куратор учебной группы ведет в журнале куратора своевременно и в соответствии с закрепленным объемом оплачиваемых часов.
9.На куратора учебной группы учреждения образования распространяются условия оплаты труда в соответствии с нормами действующего законодательства Республики Беларусь для работников образования.
10. В своей деятельности куратор учебной группы учреждения образования руководствуется:
- Кодексом Республики Беларусь об образовании;
- законодательными и нормативными актами, касающимися вопросов образования и воспитания;
- нормативными документами Министерства образования по организации и проведению воспитательной и идеологической работы;
- Уставом учреждения образования;
- правилами внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
- приказами и распоряжениями руководителя учреждения образования;
- положением о кураторе учебной группы;
- решениями педагогического совета учреждения образования и методического объединения кураторов;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями.
11. Куратор учебной группы учреждения образования должен знать:
- законодательные и нормативные документы по вопросам образования, воспитания и защиты прав ребенка;
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы по вопросам воспитания, социальной защиты и правам ребенка;
- современные образовательные технологии в области воспитания обучающихся;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы педагогики, психологии, теории и методики воспитания;
- программно-методическую и организационную документацию; правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности и пожарной безопасности.
12. Функции куратора учебной группы:
На куратора учебной группы учреждения образования возлагаются следующие функции:
- осуществление перспективного и текущего планирования воспитательной работы с коллективом учебной группы, выбор форм и методов проведения групповой и индивидуальной работы;
- изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся, создание условий, позволяющих реализовать их в различных видах образовательной и внеучебной деятельности;
- формирование у учащихся учебной группы культуры поведения, сознательного исполнения своих обязанностей;
- действенный контроль за посещением и успеваемостью учащихся, своевременное и эффективное реагирование на нарушения учебной дисциплины среди учащихся учебной группы;
- организация участия учебной группы в трудовых, спортивно-массовых, культурно-развлекательных мероприятиях, проводимых в колледже и за его пределами;
- проведение инструктажа учащихся по соблюдению техники безопасности и охране труда, правилам поведения в общественных местах и пути следования
- организация и проведение мониторинговых исследований учащихся, социальных опросов;
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, правил охраны труда, противопожарной безопасности;
- посещение мест проживания учащихся с целью контроля за соблюдением правил проживания, санитарно-гигиенических норм, самоподготовки учащихся;
- осуществление взаимодействия и взаимосвязи с законными представителями обучающихся по вопросам их учебы и дисциплины;
- изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта в сфере организации и проведения воспитательной работы.
13. Обязанности куратора учебной группы:
В целях реализации указанных функций куратор учебной группы учреждения образования обязан:
- всесторонне изучать индивидуально – личностные особенности каждого учащегося, коллектива учебной группы в целом, особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите;
- готовить материалы по планированию воспитательной работы в учебной группе, ежегодно составлять на основе общеколледжного плана воспитательной и идеологической работы план воспитательной работы в учебной группе;
- определять цели и задачи мониторинговых исследований оценки качества воспитания, разрабатывать план их проведения, формировать необходимую базу данных, анализировать полученные результаты и на их основании определять мероприятия, направленные на коррекцию и способствующие повышению качества воспитательной работы;
- проводить еженедельно воспитательный час по запланированной и утвержденной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, соблюдения правил внутреннего распорядка, предупреждения случаев противоправного поведения, необходимости соблюдения требований техники безопасности в учебный и внеучебный период, результатов учебной деятельности (практики) учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы учреждения образования;
- проводить еженедельный информационный обзор с целью своевременного ознакомления учащихся с общественно – политической и культурной жизнью страны, с событиями в мире;
- содействовать быстрой адаптации учащихся к условиям образовательного процесса в колледже,
- формировать в учебной группе систему идеологической и воспитательной работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентаций обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
- совместно с педагогическими и медицинскими работниками, родителями или законными представителями обучающихся обеспечивать формирование основ здорового образа жизни, охрану и укрепление физического и психического здоровья, профилактике правонарушений обучающихся, осуществлять мероприятия по руководству, организации и проведении агитационно-массовой и пропагандистской работой;
- сотрудничать с педагогом-психологом и педагогом социальным по вопросам правового и психологического просвещения, профилактики отклоняющегося поведения учащихся, семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечения поддержки несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или при необходимости государственной защиты;
- оказывать педагогическую поддержку органам самоуправления учащихся, профсоюзной организации учащихся, первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», другим молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
- развивать традиции колледжа;
- обеспечивать и контролировать соблюдение законных прав и свобод учащихся, уважение их достоинства, чести и репутации;
- проводить инструктажи по технике безопасности и охране труда, соблюдению учащимися правил пожарной безопасности, правил поведения на реках и водоемах, на транспорте, в общественных местах.
- обеспечивать и контролировать знание и применения учащимися правил, мер, средств безопасности во время образовательного процесса, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в общежитии, при проведении массовых мероприятий;
- не реже одного раза в месяц посещать и проводить проверку комнат в общежитиях на соответствие санитарного состояния предъявляемым требованиям, оказания помощи в организации быта и досуга учащихся, отражать в журнале контроля выявленные замечания, контролировать их устранение;
- вести работу по повышению качества подготовки специалистов, с целью контроля посещать учебные занятия, занятия в объединениях дополнительного образования, внеурочные мероприятия, анализировать поведение учащихся и качество подготовки их к учебным занятиям, принимать своевременно меры при выявлении фактов пропуска занятий без уважительных причин и снижении учебной успеваемости;
-контактировать с родителями или законными представителями обучающихся, оказывать при необходимости консультационную помощь, своевременно информировать их о нарушениях дисциплины, результатах промежуточной и семестровой успеваемости, о применении к учащимся мер дисциплинарного взыскания;
- готовить докладные записки по фактам нарушения учащимися дисциплины, несоблюдения режима дня и систематической неуспеваемости, вносить предложения по привлечению их к дисциплинарной ответственности;
- готовить и представлять информацию, справки, отчеты о состоянии и организации образовательной деятельности в учебной группе по окончании месяца, полугодия. Вести мониторинг учебной деятельности и уровня воспитанности, вносить предложения по поощрению обучающихся;
- осуществлять индивидуально-профилактическую работу с учащимися, требующими повышенного внимания;
- осуществлять постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период обучения и в течении 2 лет после выпуска
- составлять объективные характеристики на основе постоянного изучения и наблюдения личностного развития учащегося;
- составлять и вносить коррективы в социальную характеристику учебной группы;
- способствовать созданию условий для успешной вторичной занятости учащихся, развитию умений и навыков самостоятельной работы, привитию любви к избранной специальности, участию в проведении профессионально-ориентационной работы, формированию базы потенциальных абитуриентов учреждения образования;
- участвовать в работе методического объединения кураторов учебных групп, проведении выставок методической работы и педагогического опыта по воспитательной работе;
- итоги работы за учебный год отражать в годовом отчете;
- повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство
14. Куратор учебной группы учреждения образования имеет право:
- выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в учебной группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций учащихся;
- вести педагогические наблюдения за учащимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в колледже), изучать их семейное окружение, используя полученные при этом сведения исключительно в воспитательных целях;
- вносить на рассмотрение администрации, совета колледжа, педагогического совета и методического объединения кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- участвовать совместно с педагогическими работниками в изучении качества воспитания учащихся в учебной группе;
- вносить предложения по поощрению учащихся, а также по привлечению учащихся к дисциплинарной ответственности за нарушение Устава и правил внутреннего распорядка колледжа, правил проживания в общежитии;
- рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
- участвовать в разработке, согласовании и утверждении плана воспитательной работы учреждения образования, библиотеки, социально-педагогической службы;
- привлекать по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе представителей общественных организаций к организации и проведению воспитательных мероприятий;
- участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности учащихся учебной группы;
- получать со стороны директора, его заместителей, заведующих отделениями, методиста колледжа, председателя методического объединения кураторов организационную, методическую, техническую помощь по проблемам воспитания, участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
- участвовать в проведении конкурсов педагогических работников колледжа, имеющих высокие достижения в воспитательной работе;
- вносить предложения, направленные на повышение эффективности и качества образовательного процесса;
- посещать занятия спортивных секций и объединений по интересам;
- участвовать в обсуждении вопросов воспитательной работы на заседаниях педагогического совета, методических комиссий учреждения образования, административных совещаниях;
- посещать другие учреждения образования с целью совершенствования своей деятельности, обмена опытом и др.;
- участвовать в работе общественных организаций различного уровня, занимать избираемые должности в органах государственной и местной власти, органах самоуправления.
15. Куратор учебной группы несет ответственность:
- за неисполнение по его вине положения куратора учебной группы и нарушение Устава учреждения образования, в т.ч. за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей;
- за организацию воспитательной работы в учебной группе;
- за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- за соответствие отдаваемых распоряжений законодательству Республики Беларусь, нормативным и правовым документам, приказам и распоряжениям директора учреждения образования, локальным нормативным документам;
- за жизнь и здоровье обучающихся во время и вследствие воспитательных мероприятий, проводимых им в учебной группе;
- за нарушение прав и свобод обучающихся;
- за непринятие мер по предупреждению (пресечению) нарушений в учреждении образования законодательства Республики Беларусь, правовых актов, норм морали, нравственности, правил внутреннего распорядка;
- за материальный ущерб, нанесенный колледжу по его вине или халатности (бездеятельности);
- за нарушение по его вине правил противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил;
- за не проведение инструктажа по охране труда;
- за ущерб, причиненный непринятием необходимых мер к предотвращению уничтожения и порчи материальных ценностей;
- за достоверность и своевременность предоставляемых вышестоящим органам данных об учащихся;
- за выполнение законодательства Республики Беларусь, реализацию решений органов государственной власти;
-- за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий;
- за ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей.
.

Директор Минского государственного ПТК строителей им. В.Г. Каменского В.Г. Мисевец
Заместитель директора по УВР И.С. Абрамова

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМК

 Материалы для УМК следует предоставлять в формате текстового редактора MS Word.

 Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры: · левое поле – не менее 2 см;

  • правое поле – не менее 2 см;                                            
  • верхнее поле – не менее 2 см;
  • нижнее – не менее 2 см;
  • междустрочный интервал – одинарный;
  • шрифт Times New Roman; Arial;
  • кегль – 12, 14;
  • режим «выравнивания по ширине».

 · Исключение «висячих строк» (т.е. запрет переноса последней строки абзаца на следующую страницу (окна) или первой строки абзаца на предыдущую страницу) в тексте.

  • Включение «автоматического переноса».
  • При подготовке doc-файла (файла в тестовом редакторе MS Word) необходимо готовить страницы только с использованием стилей. Стиль – набор параметров форматирования, таких как: шрифт, размер шрифта, отступы абзацев и т. д., которые хранятся вместе под общим именем. Когда применяется стиль, все содержащиеся в этом стиле инструкции форматирования применяются одновременно (стиль определяется первым выпадающим списком панели инструментов Форматирование). Каждая страница должна содержать минимальное количество стилей. Рекомендуется использовать следующие встроенные стили: Обычный, Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 и т.д.

Требования к оформлению заголовка

  • Расположение по центру или слева.
  • Отсутствие точки в конце заголовка.
  • Отсутствие конца абзаца внутри заголовка (заголовок не разбивать на абзацы). Текст заголовка размещать в одну строку, перенос на другую строку при необходимости выполнять с помощью Shift+Enter.
  • Использование вариантов шрифтов (Times New Roman, Arial).
  • Использование курсива или полужирного шрифта, но не подчеркивания.
  • Выбор одного набора в рамках одного структурного элемента УМК (например, заголовок только по центру, шрифт Arial, курсив).
  • В случае длинного названия не допускается оставлять в конце строки предлоги, союзы и другие слова, состоящие менее чем из четырех букв. Для этого между коротким и следующим за ним словом следует ставить неразрывный пробел (Ctrl+Shift+Пробел).

           Аббревиатура по тексту должна здесь же даваться в раскрытом виде; все аббревиатуры должны быть включены в перечень сокращений (рекомендуется применять сокращения и аббревиатуру в соответствии с принятой международной практикой).

           Термины и понятия выделяются курсивом или полужирным шрифтом только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения.

           При выделении (определении) терминов, понятий и ключевых слов придерживаются следующих правил:

  • понятие – это совокупность существенных признаков, общих для предметов, явлений определенного вида или рода;
  • термин – это название понятия («имя понятия»);
  • определение – это формулировка, в которой раскрывается содержание понятия или термина; термин имеет прямое значение, а понятие – косвенное значение (обобщенное, абстрактное).

           Вводимые термины и понятия должны определяться непосредственно не только в тексте, но и повторяться в словаре терминов, где определения могут сопровождаться более подробными комментариями.

           Формулы набираются с помощью встроенного редактора математических выражений (Microsoft Equation).

           Неоднородные ключевые (смысловые) слова или словосочетания (строковая форма записи) рекомендуется выделять подчеркиванием и реже – курсивом.

           Рисунки и картинки необходимо вставлять на отдельную строку, положение рисунка – «в тексте». Для рисунков и картинок использовать сквозную нумерацию. Шрифт подрисуночной надписи на один кегль (пункт) меньше шрифта основного текста. Рисунки, диаграммы и другие графические объекты должны быть представлены внедренными в документ и обязательно в виде отдельных файлов формата типа .gif или .jpg для растровой графики, файлы с векторной графикой следует предоставлять в том формате, в котором они были созданы, тексты в таких файлах оставлять доступными для редактирования.

Списки бывают нумерованные и маркированные. В нумерованных списках используются цифры и буквы, а в маркированных – маркеры, т.е. различные символы: точка, кружок, галочка, снежинка, ромб и т.д.

По всему тексту использовать только однотипное оформление списков. Цифра с точкой предполагает прописную букву и точку в конце строки. После обобщающего слова ставится двоеточие, перечень оформляется цифрой или буквой со скобкой, а элемент перечня набирается со строчной буквы; в конце строки ставится точка с запятой.

Номера страниц располагаются снизу по центру.

УМК, представленный в виде компьютерного учебника, должен удовлетворять общим обязательным требованиям:

 · платформенная и системная независимость, чтобы УМК и его элементы могли быть использованы на большинстве распространённых компьютеров и операционных систем;

  • гипертекстовая среда (использование для представления информации формата HTML),
  • инструкция по установке, инсталляции в работе с программной частью комплекса;
  • наличие головной страницы (Home page) с чётким представлением содержания и структуры;
  • ясный механизм внутренней и внешней навигации, ссылки должны предусматривать возможность быстрого и целенаправленного перемещения по учебному материалу;

 · дружественный интерфейс (использование общепринятой терминологии, понятность аббревиатур);

  • системы моделирования, виртуальные лабораторные практикумы.
  • в названии файлов использовать только латинские буквы.

· все компоненты УМК сохранять в отдельных файлах (например, учебник – один файл, практикум – другой), учебник (курс лекций) сохранять и в виде отдельных файлов в соответствии с содержанием (каждый параграф главы – в отдельном файле, назван по номеру в содержании).

Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа в учреждении образования

  Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
 Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни.
  Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.
Информационные часы проводятся еженедельно и должны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения. Информационный час может стоять в расписании в любой день недели.
Временной промежуток информационного часа − от 20 до 45 минут.
  Организация информационного часа в учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.
                                      Этапы подготовки информационного часа
 1. Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.
Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.
 2. Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретно сформулировать цель, какую информацию необходимо донести до молодежи? От ответа будет зависеть формат мероприятия, концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.
 3. Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.
 4. Распределение зон ответственности. Определение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей. При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.
 5. Информационное наполнение рубрик должно быть направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.
 6. Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.
7. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.
 8. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
 9. Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.
 10. Проведение мероприятия.
 11. Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.
 В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:
 1. Краткий обзор свежих новостей.
 2. Введение в тему, статистические данные по проблеме.
3. Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
 4. Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
 5. Форум – обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
6. Рефлексия – обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой. Примерные формы проведения информационного часа:
 Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» − мероприятие для учащейся молодежи в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия.
  Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….», выбор лучшего вопроса. «Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей. «Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. «Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией.
  Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.
«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.
«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира, участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
  «Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др. Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами. Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
  Мастер-класс – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
 Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом). Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее. Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
  Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.
 Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме. Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения. Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.
  Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:
разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;
развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;
разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;
повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.
 Качество проведения информационного часа рекомендуется оценивать различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывы обучающихся и студентов, которые они могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.
 Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование ценностных установок и образов поведения молодежи.   Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.

Методические рекомендации по организации индивидуальной
профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования

  20.07.2018 № 05-01-21/6205/дс Минобр

 Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и повышения эффективности деятельности субъектов профилактики при организации и проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.
Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования.
Согласно Закону индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений.

В отношении воспитанников специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений ИПР проводится в рамках реализации Программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Термины и их определения, применяемые в настоящих методических рекомендациях, употребляются в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом, а также законами Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи», от 4 января 2014 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Также в методических рекомендациях используются следующие термины и их определения:
профилактика – комплекс социальных, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей;
программа индивидуальной профилактической работы – программа помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям), которая составляется и реализуется в учреждениях образования, формируется на основе психологической и социально-педагогической диагностики несовершеннолетнего с учетом его потребностей и направлена на преодоление противоправного поведения несовершеннолетних. Программа содержит конкретные мероприятия, сроки их проведения и определяет ответственных исполнителей.
Законом внесены изменения в организацию ИПР в отношении несовершеннолетних, а также введены новые термины и их определения.
В соответствии с Законом: понятие «несовершеннолетние, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних» заменено на понятие «несовершеннолетние, с которыми проводится ИПР»;
ИПР проводится разными субъектами профилактики в отношении различных категорий несовершеннолетних, в конкретные сроки.
Обращаем внимание, что ИПР в отношении несовершеннолетнего осуществляется со дня получения учреждением образования документа являющегося основанием для ее проведения, а именно:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей;
приговора, решения, постановления или определения суда; постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
ИПР в отношении несовершеннолетнего прекращается по решению руководителя учреждения образования при наличии следующих оснований:
истечение срока проведения ИПР (в зависимости от категории несовершеннолетних);
достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет;
избрание меры пресечения в виде заключения под стражу;
осуждение к наказанию в виде ареста или лишения свободы;
в случае смерти, а также в определенном законодательством порядке объявления умершим либо признания безвестно отсутствующим.

Порядок рассмотрения материалов, поступивших в учреждение образования из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних При поступлении в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР в установленном законодательством порядке, заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе) совместно со специалистами социально-педагогический и психологической службы (далее – СППС), кураторами, мастерами производственного обучения, воспитателями общежития (в учреждениях профессионально- технического и среднего специального образования) в течение 10 календарных дней организует: изучение особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР; проведение консультаций с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) с целью выявления проблем и особенностей взаимоотношений между членами семьи и условий и путей для восстановления потенциала развития и саморазвития личности несовершеннолетнего; проведение психологической и социально-педагогической диагностики, выражающейся в оценке индивидуально-психологических свойств, качеств личности несовершеннолетнего и направленной на выявление его психологических проблем и факторов социальной среды, влияющих на поведение и состояние несовершеннолетнего.

Педагог-психолог при проведении диагностики обязан использовать комплекс диагностических методик, направленных на изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего; уровня обучаемости; уровня тревожности и сниженного настроения (субдепрессии); оценку склонности к агрессивному поведению; изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеучебных интересов; изучение направленности личности (интересов и склонностей) и др. Педагогу социальному при проведении социально-педагогической диагностики рекомендуется использовать как педагогические методы (наблюдение, анализ, изучение личности подростка, его родителей (законных представителей, а также социального окружения), так и социологические (анкетирование, проектирование, интервью, социальное проектирование).

Обращаем внимание, что в случае выявления несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья несовершеннолетнего.
Требования к содержанию программы индивидуальной профилактической работы и реализации ее мероприятий Программа индивидуальной профилактической работы (далее – программа) является системообразующим компонентом процесса ИПР с
несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов по форме согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям.

К разработке проекта программы целесообразно привлекать законных представителей несовершеннолетнего, которые наряду с педагогами являются участниками реализации ее мероприятий.
По результатам диагностики определяется актуальность проблемы и, опираясь на полученные результаты, подбираются методы, формы и средства оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетнему.
При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, специфику психофизического развития. Важно учитывать особенности протекания возрастных кризисов, в частности, подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям.

Программа должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители (в учреждениях общего среднего образования), кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования), родители (законные представители) и иные
заинтересованные. Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетним должны проводиться не реже 1-2 раз в неделю, длительность занятия – от 45 минут
до 1 часа.
Групповые занятия (консультации, семинары) для родителей (законных представителей) проводятся не реже 1 раза в месяц, длительность занятия зависит от применяемой методики и составляет от 45 минут до 2 часов.
Консультации специалистами СППС проводятся с целью предоставления несовершеннолетнему, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам информации по вопросам, связанным с развитием и поведением ребенка. Консультации проводятся по мере необходимости, продолжительность их составляет не менее 30 минут.
Считаем необходимым включать в программу порядок взаимодействия учреждений образования и инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) в случае отсутствия учащегося на учебных занятиях.
Учреждение образования в течение дня обязано информировать ИДН по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится ИПР. В отношении родителей (законных представителей) иногородних учащихся учреждений профессионально-технического или среднего специального образования, вспомогательных школ-интернатов, специальных общеобразовательных школ-интернатов реализуются мероприятия во взаимодействии с социально-педагогическим центром (далее – СПЦ) по месту жительства родителей (законных представителей). Для разработки программ рекомендуется использовать учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых представлен на Национальном образовательном портале (www.adu.by/ Организация воспитания). Организация индивидуальной профилактической работы

Информация об организации ИПР с несовершеннолетним рассматривается на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) в течение 14 календарных дней со дня поступления в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР К участию в рассмотрении вопроса о проведении ИПР приглашаются родители (законные представители) несовершеннолетнего. Также могут быть приглашены представители государственных органов, учреждений и иных организаций, которые будут привлечены к реализации мероприятий программы. На заседании совета профилактики рассматривается проект программы, вносятся необходимые дополнения и (или) изменения, устанавливается периодичность анализа реализации мероприятий программы. В течение пяти календарных дней после составления программы учреждение образования знакомит родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего с ее содержанием (под подпись) и представляет им выписку из программы. Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего, с которым проводится ИПР. Индивидуальные, групповые занятия, консультации специалистов СППС регистрируются в журнале учета консультаций участников образовательного процесса. Обращаем внимание, что мероприятия программы классными руководителями, кураторами учебных групп,
воспитателями общежитий, регистрируются в соответствующей документации. В ходе проведения ИПР в отношении несовершеннолетнего к программе приобщается информация, поступившая из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содержащая сведения о несовершеннолетнем. Например, копии
постановлений комиссии по делам несовершеннолетних; информация о занятости, успеваемости и другая информация, характеризующая образ жизни и поведение несовершеннолетнего. Обращаем внимание, что в случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего, в отношении которого повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления им наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (с которым на данный момент реализуется программа ИПР) необходимо организовать работу в соответствии с нормативными правовыми актами 10 и инструктивно-методическим письмом 11, регулирующими вопросы комплексной реабилитации. Обращаем внимание, что при разработке предложений по мероприятиям первичной, основной, завершающей индивидуальной реабилитационной программы целесообразно включать мероприятия программы ИПР, которые не выполнены на день разработки для направления их в СПЦ либо в детское интернатное учреждение.

Одновременно специалисты СППС учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний и где в отношении него проводится ИПР, передают копии программы, психологической характеристики обучающегося, аналитических справок о результатах проделанной работы, иные материалы специалистам СПЦ (детского интернатного учреждения), которые будут сопровождать комплексную реабилитацию.

Обращаем внимание, что в случае проживания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР, в общежитии учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, во вспомогательной школе-интернате, специальной общеобразовательной школе-интернате и в целях создания эффективной системы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних руководитель учреждения образования по месту обучения
несовершеннолетнего может обратиться в СПЦ по месту жительства родителей (законных представителей) несовершеннолетнего с запросом об оказании содействия в организации им психологической помощи, социально-педагогической поддержки и указанием сроков представления информации о выполнении мероприятий.

Обращаем внимание, что работа с родителями (законными представителями) должна проводиться в тесной взаимосвязи учреждения образования и СПЦ с применением разнообразных форм и методов работы, при необходимости могут привлекаться специалисты различных ведомств. СПЦ при получении запроса от учреждения образования следует организовывать работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, направленную на формирование в семьях
положительного морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию несовершеннолетнего и коррекции детско-родительских взаимоотношений, недопущению разрыва отношений, что может стать причиной дезадаптации и рецидива. СПЦ направляет информацию о реализации мероприятий с родителями (законными представителями) в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего в соответствии с установленными сроками рассмотрения результатов реализации программы на заседании совета профилактики. Контроль за реализацией программы индивидуальной профилактической работы При проведении ИПР с несовершеннолетним недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) при реализации программы, так как это заметно снижает результативность проводимых мероприятий.
Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже, чем 1 раз в квартал. К заседанию совета профилактики ответственные готовят информацию о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР – вносят предложения по внесению дополнений в программу. Контроль за проведением ИПР осуществляет заместитель директора По основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе), который координирует деятельность субъектов профилактики и анализирует деятельность ответственных по реализации мероприятий программы.

Разделы сайта